ИНТЕГРАТИВНАЯ ТРАВМАТЕРАПИЯ

Авторская программа Натальи Андреевой

Наборы на новые курс в Москве (6-12 сентября) 

Программа повышения квалификации для психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников, студентов психологических вузов, педагогов-психологов, организованная Институтом консультирования и системных решений.

Руководитель программы - Андреева Наталья Юрьевна, специалист по работе с психотравмой, специалист по системным расстановкам, психодраме и телесно-ориентироанной терапии, психолог–консультант, ведущая клиентских групп телесно–ориентированного, системно–феноменологического направления, автор обучающей программы «Интегративная травматерапия».

Преподаватели:

Андреева Наталья Юрьевна – преподаватель и супервизор ИКСР.

Минакова Рената Юрьевна – клинический психолог, сертифицированный гештальт–терапевт, супервизор, травматерапевт, специалист в области психосоматики и индивидуального консультирования по специальным проблемам, специалист по системным расстановкам.

Структура программы

В задачи программы входят: знакомство с теоретическими основами травматерапии, практическое освоение навыков травматерапевта и формирование ресурсно-ориентированной терапевтической позиции.

Программа состоит из 9 модулей. Каждый модуль программы представляет собой сочетание теории и практики. Обучение строится на освоении теоретического материала, демонстрациях работы ведущим, на собственном опыте участников, на проживании предлагаемого материала в упражнениях.

Программа рассчитана так, что теоретический и практический материал каждого нового модуля дополняет материал, полученный на предыдущих модулях. Студенты сначала получают общее представление о модели работы с травмой. Затем это представление постепенно обогащается, наполняется, окрашивается и превращается в живой алгоритм работы с травмой. Одновременно студенты обучаются инструментами профилактики собственного профессионального выгорания.

Программа имеет телесную ориентированность.

Хотя для знакомства с телесно – ориентированной работой с травмой выделен отдельный модуль, телесная практика присутствует на каждом модуле программы. Телесные упражнения каждого модуля направлены на формирование и развитие основных телесных ресурсов – способности быть заземленным, центрированным, осознавать свои границы, а также логично дополняют представленную 4-х фазную модель работы с травмой. Полученный опыт расширит арсенал возможностей работы с телом и будет полезен самим терапевтам, а также может быть использован в качестве телесных техник в любом помогающем формате.

Потенциальная аудитория программы

Полученные знания и навыки будут полезны для всех, кто работает с людьми в роли помощников. Предлагаемый в данной программе подход и техники работы с разными видами психической травмы расширят возможности работы специалиста любого психотерапевтического направления и обеспечивают надёжную базу для дальнейшей практической работы.

Программа основана на методологии и техниках следующих подходов:

- Психодинамически-имажинативная терапия: Луиза Реддеманн;

- Соматическая терапия психической травмы (Somatic Experience): Питер Левин;

- Интегративная соматическая терапия: Раджа Сельвам;

- Бодимайнд гештальт: Арие Бурштейн;

- Системно-феноменологический подход и системные расстановки в работе с детско–родительскими, партнерскими, супружескими отношениями, с психосоматикой, с внутри-личностной структурой, с нарушениями привязанности, с психическими травмами: Гунхарт Вебер, Хантер Бомон, Штефан Хаузнер, Гуни Бакса, Урсула Франке, Франц Рупперт, Фреда Айдман;

- Психодрама и социометрия: Якоб Леви Морено, Марша Карп, Грете Лейтц;

- Танцевально-двигательная терапия: Мэриан Чейс, Мери Вигман, Труди Шуп, Мэри Уайтхаус.

- Бодинамика (соматическая психология развития): Лизбет Марчер.

Учебно-тематический план по модулям.

1. Введение в травматерапию. Основы работы с травмой. Терапевтическая позиция. Профилактика ретравматизации. 4–х фазная модель работы с травмой. Фаза диагностики. Фаза стабилизации.

2. Возможности работы с телом в травматерапии. Необходимость и осторожность в работе с телом. Формирование «телесного мышления». Профилактика ретравматизации.

3. Фаза стабилизации. Работа с эго-состояниями на фазе стабилизации. Ролевые кластеры.

4. Фаза конфронтации с травмой. Предпосылки для конфронтации с травмой. Техники конфронтации с травмой. Острые формы травматизации.

5. Фаза интеграции. Использование сценических техник на разных фазах работы с травмой. Использование метода системных расстановок и психодрамы. Особенности работы с травмами эмоционального, психологического, физического и сексуального насилия.

6. Отработка навыков, полученных на предыдущих модулях. Работа с субличностями, имеющими отношение к профессиональной идентичности травматерапевта. Практическая работа под супервизией ведущего с процесс-анализом.

7 - 8. Травмы развития и особенности работы с ними. Интеграция теоретического и практического материала предыдущих модулей.

9. Отработка полученных и навыков. Практическая работа под супервизией с процесс-анализом. Итоговая сертификация.

Каждый модуль включает:

- теоретический 3-дневный блок, в рамках которого студенты получают теоретическую информацию и знакомятся с техниками работы,

- 2-дневный практический блок, во время которого студенты будут отрабатывать упражнения и терапевтические техники, а также получат собственный клиентский опыт.

В обязательные условия получения сертификата входят также:

Самостоятельная работа в интервизорских группах.

Между модулями студенты самостоятельно собираются в малых группах для отработки упражнений, полученных на модуле. Каждая малая группа должна получить две супервизии за все время обучения.

Личная терапия.

Обязательное условие прохождения личной индивидуальной и групповой терапии в процессе обучения поддерживают студентов в процессе обучения и дают возможность увидеть, прочувствовать работу травматерапевта. Студентам предоставляется список сертифицированных травматерапевтов с возможностью работать как очно, так и по скайпу.

Выездные интенсивы.

Программой предусмотрено обязательно участие в двух психологических интенсивах – в первом в качестве клиента, во втором в качестве терапевта. Интенсивы будут проводиться 2 раза в год (летом и зимой) в красивых живописных местах и предполагают глубокое погружение в личный материал, общение с коллегами, возможность получить часы терапии, супервизии, а также провести свой мастер-класс и получить опыт работы в качестве травматерапевта с последующей супервизией.

Индивидуальные задания.

Индивидуальные задания предлагаются студентам с целью успешного усвоения им материала программы ИТ и учитывают особенности опыта и уровня подготовки каждого студента

Дополнительные возможности, которыми могут воспользоваться студенты программы в ИКСР для личностного и профессионального роста:

Групповая терапия:

Телесно–ориентированная клиентская группа

Программа предоставляет студентам возможность участия в телесно–ориентированной полуоткрытой клиентской группе для получения своего клиентского опыта в телесно–ориентированном подходе и формирования «телесного мышления». Часы участия в клиентской группе засчитываются как 1/3 (3 часа групповой терапии приравнивается к 1 часу индивидуальной терапии).

Открытая клиентская группа по системным расстановкам Натальи Андреевой

Вы увидите возможности системно-расстановочного подхода при работе с травмой. В расстановках можно увидеть, как ведут себя травмированные части, степень травматического расщепления и перспективы интеграции разных внутренних частей.

Супервизорская поддержка

Супервизораская группа Надежды Захаровой

Если вы уже работаете в качестве помощника, терапевта или консультанта, участие в закрытой супервизорской группе даст вам возможность повысить профессиональную устойчивость, осознанно развивать свою практику и получить помощь в работе со сложными случаями. Это хорошая возможность иметь регулярную поддержку и развиваться в профессиональном сообществе. Часы участия в группе засчитываются как часы супервизии.

Для участников из других городов организована группа, работающая в режиме видеоконференции.

Мастерская профессионального развития МОСТиК. Ведущие Надежда Захарова и Ольга Иванова

Участие в нашей регулярной мастерской будет полезно начинающим терапевтам и консультантам, а также тем, кто хочет начать практиковать, но пока не делает этого по каким-либо причинам. Наша группа предоставляет пространство для получения нового опыта и экспериментов. Мы будем знакомить вас с техниками различных терапевтических модальностей, отрабатывать их в тройках и обсуждать результаты работы. Помимо этого, в группе возможно получение заочной супервизии, а также проведения сессий под очной супервизией с последующим процесс-анализом. Группа полузакрытая, это позволяет создать атмосферу доверия и безопасности в группе, и, опираясь на это – глубоко погружаться в работу.

Уточнить информацию об условиях участия в группах и записаться можно по

тел.: +7 925 518 2594 или почте: iksr.office@gmail.com

Подробное содержание программы по модулям.

Модуль 1

Учебно-тематический план.

Введение в травматерапию. Основы работы с травмой. Терапевтическая позиция. Профилактика ретравматизации. 4-х фазная модель работы с травмой. Фаза диагностики. Фаза стабилизации.

Теория.

Обзор современных методов травматерапии. Определение психической травмы. Механизм возникновения травмы. Физиология травмы. Данные нейрофизиологических исследований о процессах, происходящих в мозге при психической травме. Факторы защиты от травмы. Факторы риска. Основные симптомы посттравматических нарушений. Последствия травмы. Шоковые травм и травмы развития. ОТР (Острое травматическое расстройство). ПТСР (Посттравматическое расстройство). Условия, влияющие на развитие ПТСР. Связь травмы с другими психическими нарушениями. Психосоматические заболевания как следствия травмы. Тестирование травмы у детей. Позиция, мышление травматерапевта. Ориентация на ресурсы. Развитие позитивного мышления. Классификация и виды травм. Специфика работы с разными видами травм. Профилактика ретравматизации.

Четырехфазная модель работы с травмой. Контакт и диагностика. Особенности терапевтических отношений. Основные инструменты диагностики. Разнообразие симптомов при хронической травме и сложности диагностики. Стабилизация. Предпосылки работы с травмой. Особенности работы с травмированными людьми. Резилентность. Понятие ресурсов. Виды ресурсов. Формирование ресурсного мышления травматерапевта. Использование ресурсов при работе с травмой. Техники визуализации. Техники, направленные на создание и укрепление ресурсов клиента, и принятие самого себя. Развитие внутреннего наблюдателя. Техники дистанцирования от травматического события. Признаки Диссоциации. Способы выведения клиента из состояния диссоциации. Техника визуально – телесной работы с ресурсным местом.

Практика

Демонстрация работы по стабилизации с участниками программы.

Получение практического опыта в упражнениях:

  • на развитие позитивного мышления и на стабилизацию состояния,
  • возвращающие ощущение безопасности,
  • по психогигиене,
  • помогающих вернуть контроль над травматическими переживаниями,
  • по быстрому возвращению в реальность,
  • по созданию ресурсного места для травмированной части.

Литература по травматерапии

Модуль 2

Возможности работы с телом в травматерапии. Необходимость и осторожность в работе с телом. Формирование «телесного мышления». Профилактика ретравматизации.

Теория

Введение в телесно - ориентированную травматерапию. Физические признаки психической травмы. Телесный резонанс. Способы выведения из травматического переживания. Показания и противопоказания для телесной работы. Профилактика ретравматизации.

Ресурсы тела. Заземление. Центрированность. Границы. Формирование границ. Виды границ. Физические и психологические границы.

Шоковая травма. Принципы работы с шоковой травмой. Факторы в терапевтической сессии. Возможности работы с телом при работе с шоковой травмой. Воронка травмы. Воронка исцеления. Исцеляющий диалог между двумя состояниями. Техника титрования. Расщепленность и сверхсцепленность. Модель SIBAM и ее роль в терапевтической структуре. Проработка травматического сцепления и восстановление гибких взаимосвязей системы целостного опыта.

Способы выведения из травматического переживания с помощью телесного осознавания. Признаки энергетической разрядки.

Профилактика ретравматизации. Работа с непереносимыми переживаниями. Проживание чувств в теле. Работа по расширению телесного контейнера для проживания чувств.

Механизм возникновения травмы. Работа с незавершенными телесными реакциями. Незавершенная реакция борьбы. Проявление реакции борьбы в теле. Техники работы с агрессией. Незавершенная реакция бегства. Подготовительные упражнения на координнацию.

Агрессия как реакция на неудовлетворенные потребности. Использование образов в работе с телом. Телесная работа с неудовлетворенными потребностями с использованием образа животного.

Практика

Демонстрация телесной работы с участниками программы.

Получение практического опыта в упражнениях:

  • на развитие внутреннего наблюдателя,
  • на стабилизацию (на заземление, на работу с опорами, центрирование),
  • на исследование своих границ,
  • на исследование связей между элементами SIBAM,
  • на соединение с ресурсными ощущениями в теле.
  • на титрование,
  • на пробуждение энергии в теле,
  • на завершение реакций борьбы и реакций бегства.

Модуль 3

Фаза стабилизации. Работа с эго-состояниями на фазе стабилизации. Ролевые кластеры.

Теория

Расщепление личности после травматического опыта. Признаки здоровых частей. Признаки травмированных частей. Признаки выживающих частей. Рамки терапевтической работы. Работа с внутренними частями. Работа с ресурсными внутренними частями.

Работа с раненными внутренними частями и чувствами, к ним относящимся. Работа с внутренними частями, которые осуществляют блокады. Работа с убеждениями, установками, которые блокируют движение в жизни. Карта внутренней жизни клиента. Работа с внутренними частями с детьми. Различия ПТСР и Психоза. Техника рисования с похлопыванием.

Практика

Демонстрации работы с внутренними частями с участниками программы.

Получение участниками практического опыта в упражнениях:

  • по психогигиене, по стабилизации состояния,
  • направленные на создание и укрепление ресурсов и принятие самого себя,
  • на осознавание целостности опыта по модели SIBAM,
  • «Встреча с раненными частями»,
  • «Встреча со своими ресурсными частями»,
  • на работу с блокирующими убеждениями.

Модуль 4

Фаза конфронтации с травмой. Предпосылки для конфронтации с травмой. Техники конфронтации с травмой. Острые формы травматизации. Помощь людям в состоянии острой травмы.

Теория

Фаза конфронтации. Монотравма. Как работать с монотравмой. Техники работы с монотравмой. Работа с детьми.

Комплексная травматизация. Предпосылки для конфронтации с травмой при комплексной травматизации. Признаки диссоциации. Принципы работы с комплексной травматизацией. Техника внутреннего наблюдателя. Техника экрана. Опросник.

Ночные кошмары. Техники работы с ночными кошмарами.

Техники нахождения контакта с тем, с кем физически его невозможно установить.

Несчастные случаи, катастрофы. Правила для человека, прибывшего помогать на место происшествия. Как быстрее привести в чувство и успокоить.

Работа с самоорганизацией тела по модели SIBAM. Техники, улучшающие способность воспринимать телесные ощущения.

Защитные механизмы, которые работают в семье. Телесная работа с детьми. Техника структурированного рисования.

Практика

Демонстрация работы с комплексной травмой.

Получение участниками практического опыта в упражнениях:

  • по психогигиене, по стабилизации состояния, по созданию безопасного пространства,
  • на выведение из состояния диссоциации,
  • на исследование правильного поведения с клиентами в предполагаемых травмирующих ситуациях.
  • на исследование того, что важно для детей, переживших травму,
  • на работу с монотравмой,
  • на исследования телесного восприятия в разных ситуациях,
  • на использование техники структурированного рисования,
  • на использование техники наблюдателя при конфронтации с травмой.
  • на использование техники экрана при конфронтации с травмой.
  • использование техник написания письма.

Модуль 5

Фаза интеграции. Сценические формы работы с травмой на разных фазах. Использование метода системных расстановок и психодрамы.

Теория

Использование техник системных расстановок и психодрамы в 4-х фазной модели работы с травмой в индивидуальном сеттинге. Основные техники психодрамы. Обмен ролями. Дублирование. Зеркало. Техники системных расстановок. Заместительское восприятие. Разделение контекстов. Сценические методы терапии как способ терапевтического дистанцирования.

Сценические методы работы на фазе установления контакта и диагностики. Особенности терапевтических отношений. Позиция терапевта. Использование телесного резонанса, невербальных сигналов клиента. Контрпереносные чувства терапевта на фазе диагностики. Диагностика методом системных расстановке с использованием психодраматической техники обмена ролей. Выявление диссоциативных частей.

Особенности работы с травмами эмоционального, психологического, физического и сексуального насилия.

Сценические методы работы на фазе стабилизации. Задачи. Контрпереносные чувства терапевта на фазе стабилизации. Ресурсные расстановки. Ориентация на ресурсы.

Физикализация как способ погружения и исследования травматического материала. Шкала времени. Диагностика травматического события.

Сценические методы работы на фазе конфронтации с травмой. Предпосылки для расстановки конкретной травматической ситуации. Монотравма. Комплексная травма. Спонтанная экспозиция травматической ситуации. Техника титрования в системных расстановках. Особенности работы с ресурсным местом. Признаки расщепления.

Интеграция расстановок, психодрамы и работы с телом в индивидуальном сеттинге. Работа с якорями, с воображением.

Фаза интеграции. Сложности перехода в здоровую реальность. Целостность как ресурс. Экспозиция ресурсных частей, частей-блокаторов и раненной части. Организация внутреннего пространства для улучшения жизненной ситуации, для реализации конкретной задачи. Субличности - Взрослый, Родитель, Ребенок.

Интеграция других внутренних составляющих. Ритуалы перехода исцеленного от травмы человека в новую реальность.

Практика

Демонстрация использования расстановочных и психодраматических техник на разных этапах работы с травмой в индивидуальном сеттинге.

Получение участниками практического опыта в упражнениях:

  • на исследование части, реагирующей на определенный триггер и поиск помощи ей,
  • на освоение техник дистанцирования от травматического переживания,
  • на выявление диссоциативных частей и определение их роли во внутреннем пространстве,
  • на разделение контекстов,
  • на соединение с ресурсами,
  • на терапевтическое разделение взрослой части и раненной части (младшей) и на работу с раненной частью,
  • на осознание внутренних конфликтующих частей, контакт с ними и разрешение конфликта,
  • на освоение вариантов техники титрования,
  • на интеграцию внутренних составляющих,
  • на интеграцию прошлого, настоящего и будущего.

Модуль 6

Отработка навыков, полученных на предыдущих модулях. Работа с субличностями, имеющими отношение к профессиональной идентичности травматерапевта. Практическая работа под супервизией ведущего с процесс-анализом.

Задачи модуля для студентов:

  • увидеть свои сильные стороны, чтобы сознательно на них опираться в жизни и в работе,
  • увидеть, на какие аспекты стоит обратить внимание для успешного профессионального развития:
  • получение знаний,
  • наработка опыта,
  • включение в поддерживающую и развивающую профессиональную среду (например, участие в профессиональной супервизорской группе),
  • увидеть свои уязвимые стороны, чтобы понимать, какие внутренние части требуют заботы в первую очередь и научиться о них заботиться.

Модули 7 - 8

Травмы развития и особенности работы с ними. Ресурсы, необходимые на разных этапах развития. Интеграция теоретического и практического материала предыдущих модулей.

Теория

Этапы возрастного психомоторного развития. Структуры характера и их соотнесенность с возрастом. Здоровый психомоторный паттерн для каждой структуры. Ориентация на тело. Распределение энергии в теле в зависимости от психомоторного этапа развития. Исследование паттернов каждой структуры. Нереализованные потребности и не эффективные психо-телесные решения каждой структуры. Последствия во взрослом возрасте. Ресурсы и проблемы.

Принципы работы с каждой структурой. Способы терапевтической поддержки клиентов с конкретной структурой. Получение нового опыта. Что может быть ресурсом для каждой структуры. Развитие способности к саморегуляции в каждой структуре. Освоение здоровых посланий.

Базисные структуры характера. Структуры характера, формирующие основу личности. Работа с незавершенными реакциями на неудовлетворенные потребности.

Шоковые травмы, возникающие во время формирования конкретных структур и их взаимовлияние.

Интеграция телесной работы, работы с воображением, расстановочных и психодраматических техник на разных этапах работы с травмами развития.

Практика

Демонстрации работы с разными структурами с участниками программы.

Получение участниками практического опыта в упражнениях:

  • по психогигиене,
  • на исследование особенностей и телесных паттернов каждой структуры,
  • на освоение ресурсов в каждой структуре характера,
  • на исследование паттернов и особенностей своей структуры,
  • на получение опыта работы со здоровыми посланиями для каждой структуры характера,
  • на использование полученных знаний для работы с травмированными частями.
  • на интеграцию полученных в программе знаний и навыков.

Модуль 9

Супервизия. Сертификация.

Отработка полученных навыков. Практическая работа под супервизией с процесс - анализом. Итоговая сертификация.

Особое внимание обращается на понимание студентами особенностей терапевтической позиции, возможность использовать полученные знания, способность обращаться за помощью, способность заботиться о себе и справляться с собственным материалом.

 
ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free