Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиентцентрированные семейные расстановки

Версия программы 6.0

Программа переподготовки для психологов, психотерапевтов, консультантов, врачей, социальных работников и т.д., организованная ИКСР (Россия) при поддержке WISL (Германия) и ППЛ.

Автор и основной преподаватель программы: член-корр. МАПН, к.пс.н. Михаил Бурняшев.

Ведущие программы: российские тренеры, имеющие международное признание в области системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и семейных расстановок.

Программа и формат курса:

  • Восемь трехдневных семинаров (24 дня по 8 ак.ч. в день, 192 ак.ч.) для обучения теории, методу, техникам и приобретения личного опыта под руководством тренеров и тренеров-супервизоров СР.

  • 128 ак.ч. работы в группах практики под руководством мастера или тренера СР для отработки техник и личных навыков ведения семейной расстановки, и работы в качестве клиентов с собственными семейными запросами и темами. (Двухдневные группы по 8 часов в день, либо трехдневные группы по 5,5 часов день)

  • Восемь дней итоговая аттестация (очная супервизия) (по 8 часов в день, 64 ак.ч.) в группе под руководством супервизоров СР, для проведения двух самостоятельных работ с клиентом и выявления «слепых пятен» в работе специалиста.

  • Групповая терапия (ассистирование на клиентских группах у преподавателей ИКСР) - 11 дней по 8 часов (всего 88 часов).

    Личная терапия (личная расстановка на группе или в индивидуальном сеттинге у преподавателей ИКСР) - 15 личных сессий по 2 часа (всего 30 часов).

Общая продолжительность программы – два года (502 ак.ч.).

При успешном окончании программы выпускники получат международно признанный сертификат и свидетельство о профессиональной переподготовке по специальности "Семейный консультант (расстановщик) дающие право работать в области СФПКиСР. Они вносятся в список сертифицированных семейных консультантов (расстановщиков) и, при соблюдении ими профессиональных и этических норм, получают право безвозмездно использовать в своей профессиональной деятельности название Расстановка®.

Потоки обучения: 

Москва:

 

Программа курса «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиентцентрированные семейные расстановки®». Версия 6.0


© Институт консультирования и системных решений 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1.

ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ®. Теория и практика. Основные этапы системной семейной расстановки. Расстановочное интервью. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Истоки системных расстановок.

2. Основа - сценическая работа и работа с образами.

3. Современные направления системных расстановок.

4. Основные психотерапевтические направления, идеи, концепции и техники, которые включены в системные семейные расстановки.

5. Основные понятия, используемые в системных семейных расстановках.

6. Система отражения информации из внешнего мира в личной и коллективной памяти человека.

7. Модель сознания человека.

8. Как возникают связи в социальных системах и их основные виды.

9. С какими системами работают системные семейные расстановки.

10. Как мы функционируем в жизни и что мы видим в системных расстановках.

11. Связи между внешним и внутренним миром (бессознательным) человека.

12. Пример связи между человеком и его личностью и двумя субличностями.

13. Связи между человеком и слоями его памяти (бессознательного). Реконструкция прошлого.

14. Слои человеческой памяти (бессознательного).

15. Элементы и понятия, используемые в системной семейной расстановке (ССР).

16. Пространства системной семейной расстановки и взаимосвязи между ними.

17. Связи, действующие в системной семейной расстановке.

18. Связи, действующие в процессе системной семейной расстановки.

19. Пространства в системной семейной расстановке и взаимосвязи между ними.

20. Информация от заместителей.

21. Правила для заместителей.

22. Ритуалы выхода из роли.

23. Расстановка возврата ролей.

24. Системные принципы, работающие в семейных и родовых системах.

25. Что такое решение.

26. Признаки решения.

27. Основные этапы работы в Системной Семейной Расстановке (ССР).

28. Основные этапы работы в ССР. Этап 1.

А) Расстановочное интервью.

Упражнение: Расстановочное интервью.

Б) Прояснение запроса клиента.

В) Прояснение поручения для терапевта.

29. Классификация видов клиентов в системной терапии.

Упражнение: Расстановочное интервью. Часть 2 – Прояснение запроса клиента.

Упражнение: Расстановочное интервью. Часть 3 – Сбор необходимой информации

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные исторические и культурные события определили появление метода системных расстановок?

2. Что означает понятие системно-феноменологический?

3. Какие основные виды социальных систем вы знаете?

4. Что такое внутренние образы и каково их значение в консультировании?

5. Кто такие заместители?

6. Какие виды чувств вы знаете?

7. Какие способы обращения с чувствами вы знаете?

8. Назовите основные условия необходимые для отношений и что они означают?

9. Расскажите об основных этапах консультирования с использованием семейных расстановок.

10. Какие виды клиентов вы знаете?

11. Перечислите основные этапы расстановочного интервью.

12. Какие признаки решения вы знаете.

МОДУЛЬ 2.

ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ®. Теория и практика. Основные этапы системной семейной расстановки. Сценическая работа. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Основные этапы работы в ССР. ЭТАП 2. Расстановка первичного образа.

2. ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. На что нужно обратить внимание при работе с первичным образом расстановки.

Упражнение: ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. Работа с первичным образом расстановки

3. Циркулярный опрос заместителей.

Упражнение: Циркулярный опрос заместителей в семейной расстановке

4. Основные этапы работы в ССР. ЭТАП 3. Исследование системы клиента и поиск решения.

5. Основные техники, используемые в расстановочной работе.

Упражнение: Перестановки и временной порядок в родительской семье.

6. Механизм смещения роли, принадлежащей другому человеку на ребенка матерью в семейной системе.

7. Механизм переплетения в семье ребенка с позицией (ролью), принадлежащей другому человеку.

Упражнение: Разделение контекстов. Часть 1. Смещенные роли.

Упражнение: Разделение контекстов. Часть 2. Переплетение с другой позицией

8. Основные позиции терапевта (консультанта) в расстановочной работе.

9. Основные этапы работы в ССР. Этап 4. Завершение семейной расстановки.

10. Расстановка возврата ролей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что делает клиент, когда он расставляет свою систему отношений?

2. Какие существуют противопоказания для работы в роли заместителей?

3. Что такое «замещающее восприятие» и в чем его отличие от обычного восприятия?

4. На что нужно обратить внимание при работе с первичным образом расстановки?

5. Что такое «изначальный порядок» и как его можно увидеть в расстановке?

6. Как проводится циркулярный опрос заместителей?

7. Для чего во время расстановки используются перестановки заместителей?

8. Какие основные техники используются в расстановочной работе?

9. Что такое разделение контекстов и как оно проводится в расстановке?

10. Какие основные позиции консультанта в расстановочной работе вы знаете.

11. В каких случаях расстановку необходимо прервать, даже если решение для клиента не найдено.

12. Что необходимо сделать по завершению расстановки.

МОДУЛЬ 3.

Родительская семья, как система. Отношения родителей и детей в родительской семье с позиции ребенка. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Кто принадлежит к родительской семье (РС).

2. Родительская семья, как система. Иерархические уровни в родительской семье.

3. Родительская семья, как система. Правила (порядки) действующие в РС

4. Базовые образы и хорошие места в семейных расстановках (СР) при работе с родителями и детьми.

Упражнение: Расставить образ родительской семьи и посмотреть, как система самоорганизуется.

5. Механизм переплетения ребенка с другой фигурой (ролью) в системе.

6. Переплетение и его возможные степени.

7. Принятие собственной жизни, родителей, семьи, рода.

Упражнение: Молитва на заре жизни.

8. Базовые движения ребенка относительно матери или фигуры, выполняющей ее функцию.

Упражнение: Поток любви от матери (отца) к ребенку

9. Ситуации проводящие к прерыванию движения любви к матери (отцу).

10. Принципы восстановления прерванного движения любви ребенка к матери (отцу).

Упражнение: Движение к матери (отцу)

11. Основные системные динамики, возникающие между родителями и детьми.

12. Динамика делегирования. Родительские поручения (делегации) и их выполнение детьми. Конфликты делегирования.

Упражнение: Есть ли у меня родительское поручение, как я его выполняю и могу ли я от него отказаться. Какова будет цена. Поток жизненной энергии и любви от родителей к детям.

Ситуации, приводящие к прерыванию потока любви от родителей к детям и их последствия для ребенка.

Упражнение: Поставить родителей и ребенка. Выяснить есть ли что мешающее потоку любви о родителей к детям.

Медитация: Подойти в воображении к матери.

13. Предыдущие партнеры супругов и их влияние на детей.

14. Развод между партнерами и его влияние на детей. Конфликт лояльности у ребенка при разводе родителей.

15. Конфликты между родителями. Коалиции, альянсы. Дети, как доверенные лица родителей. Втягивания детей в конфликты.

16. Братья и сестры, и их влияние друг на друга и родителей.

17. Особые случаи при работе с детско-родительскими отношениями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие места (позиции) в родительской семье позволяют по максимуму брать ресурсы и любовь от родителей?

2. Каким образом устанавливается иерархия между братьями и сестрами в родительской семье?

3. Каким образом дети компенсируют, то что они получили от родителей внутри родительской семьи?

4. Каким образом может происходить переплетение ребенка в родительской семье?

5. Какие возможные степени переплетения вы знаете

6. Что такое триангуляция?

7. Что такое парантификация?

8. Что такое делегирование?

9. Как может влиять развод родителей на детей?

10. Как абортированные дети могут влиять на рожденных братьев и сестер?

11. Как проводится ритуал возврата?

12. Как приемные дети могут влиять, на супругов и на их собственных детей?

МОДУЛЬ 4.

Развитие и рост в родительской семье. Как мы становимся мужчинами и женщинами. Свободно выбранные союзы. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Основные позиции и движения роста для девочек относительно матери и отца.

2. Основные позиции и движения роста для мальчиков относительно матери и отца.

Упражнение: Исследовать позиции рядом с родителями.

Упражнение: К кому из родителей я ближе? На каком месте? Почему так произошло?

Упражнение: Исследовать позиции рядом с родителями.

Упражнение: Движение к отцу.

Упражнение: Движение к месту собственной сексуальной идентичности.

3. Мужское и Женское.

Упражнение: Обновление Мужского и Женского.

4. Сексуальность.

Упражнение: Поклон перед родителями, за спиной которых стоит жизнь.

5. Свободно выбранные союзы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные позиции, связанные с взрослением мальчиков и девочек вы знаете?

2. Чем отличаются основные позиции взросления у мальчиков и девочек?

3. Что такое сфера влияния матери и сфера влияния отца и где они находятся в расстановках?

4. Что такое система свободно выбранных союзов и как люди в нее попадают?

5. Кто такие «мамины сынки» и «папины дочки» и каковы особенности отношений между ними?

6. Какие факторы участвуют в формировании сексуальности?

7. Какие типы устойчивых пар вы знаете и чем определяется их устойчивость?

МОДУЛЬ 5.

Мужчина и женщина. Отношения в паре. Как пара становится семьей. Нынешняя семья и наши дети. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Схема партнерства и областей, оказывающих влияние на партнерство.

2. ПРЕДПОСЫЛКИ (ПРАВИЛА) ДЛИТЕЛЬНОГО И СЧАСТЛИВОГО ПАРТНЕРСТВА.

3. КОГДА ПАРА ИЗ СВОБОДНО ВЫБРАННОГО СОЮЗА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СЕМЬЮ.

4. ИЕРАРХИЯ СИСТЕМ, ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К РАЗНЫМ СИСТЕМАМ.

Упражнение: Я и мой идеальный партнер(ша).

Упражнение: Я, мой муж (жена) и наши другие роли в нашей паре.

Упражнение: Я, партнер(ша), Наши родители, Род.

Упражнение: Я, Партнер(ша) и Наша цель.

Упражнение: Танец Пары.

5. Завершение Партнерской связи.

Упражнение: Завершение партнерской связи.

6. Принципы системного уравновешивания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные области, связанные с партнерством в паре вы знаете?

2. Как общие или различные цели у партнеров влияют на устойчивость пары?

3. Как аборт влияет на отношения в паре?

4. Что происходит в паре если баланс в отношениях не может быть уравновешен долгое время?

5. При каких условиях пара становиться семьей?

6. Какие основные этапы завершения партнерской связи вы знаете?

7. Перечислите основные предпосылки для длительного партнерства.

МОДУЛЬ 6.

Родовая система, связи, динамики и отношения в роду. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Кто принадлежит к родовой системе.

2. Родовая система – предки и передача энергии (ресурсов и отягощений) от старших младшим.

Упражнение: Установить связь с неизвестным (незнакомым) мне членом рода.

3. Порядки, действующие на уровне родовой системы.

Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родовой системе.

Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родительской семье родителей.

4. На что важно обращать внимание при работе с позициями в родовой системе.

Упражнение: Принять исключенного члена рода и ресурсы с ним связанные.

Упражнение: Проверить есть ли в родовой системе нужные мне ресурсы и принять их.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто принадлежит к родовой системе?

2. Какие порядки, действующие на уровне родовой системы вы знаете?

3. Какой опыт, в первую очередь, хранится в родовой памяти?

4. Что такое родовые традиции? Как они формируются?

5. Могут ли меняться родовые традиции, если могут, то как это происходит?

6. Какой порядок действует для более новых систем в роду?

7. Назовите, в порядке убывания, какая система имеет система имеет для человека, принадлежащего к ней, более высокий приоритет. Род, Свободновыбранные союзы, Родительская семья, Нынешняя семья.

8. Какие основные динамики действующие на уровне рода вы знаете?

9. Как тяжелые судьбы в роду влияют на остальных членов родовой системы.

МОДУЛЬ 7.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Процесс умирания. Умершие и их влияние на отношения. Динамика Агрессор-Жертва. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Цикл Жизни.

2. Схема Мироздания.

3. Пути Души.

Упражнение: Есть ли у меня незавершенные отношения с умершими.

Упражнение: Ритуал прощания с умершим.

4. Принятие абортированного(ых) ребенка (детей).

Упражнение: Принятие абортированного(ых) ребенка (детей).

Упражнение: Жизнь и Смерть.

5. Этапы работы.

6. Агрессоры и Жертвы.

7. Квадрат ЖАСС (Жертва-Агрессор-Спасатель-Свидетель).

8. Принципы системного уравновешивания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные этапы развития проходит человек в цикле своей жизни?

2. Какие основные уровни мироздания вы знаете?

3. Что происходит с душой абортированного ребенка, согласно буддийской традиции?

4. Какие этапы по работе с абортированным ребенком вы знаете.

5. Как абортированные дети влияют на отношения в паре, семье, роду.

6. Какие основные этапы динамики Агрессор-Жертва вы знаете.

7. Перечислите основные принципы системного урегулирования между агрессором и жертвой.

8. Что такое квадрат ЖАСС.

МОДУЛЬ 8.

Скрытые, симптомные, супервизионные расстановки, специальные форматы и области работы с расстановкой. Терапевт, его семья и терапевтический стиль. (40 ак.ч.)

Содержание тем модуля:

1. Виды скрытых расстановок.

Упражнение: Скрытая расстановка, в формате скрытые заместители.

2. Симптомы – указатели проблемных областей в роду.

Упражнение: Я, мой симптом, послание от симптома.

Упражнение: Прослеживание симптома в родовой системе.

3. Расстановка Проблемы-Решения

4. Расстановка Движения к цели

Упражнение: Сжатая расстановка Проблемы-Решения.

6. Супервизионные расстановки.

7. Основные модели супервизионных расстановок.

8. Я – Расстановочная работа – Мои Клиенты и Мой Род.

Вопросы для самоконтроля:

1. При каких условиях возможно использование формата сжатых расстановок?

2. Какие виды скрытых расстановок вы знаете?

3. Что такое свободные элементы в системных расстановках?

4. Что такое гомеостаз и морфогенез?

5. Как отличить в семейной расстановке движения гомеостаза от движений морфогенеза?

6. Могут ли семейные динамики из семьи консультанта оказывать влияние на его работу с клиентом?

7. Могут ли семейные динамики оказать влияние, на выбор человека заниматься консультационной деятельностью?

8. Какие основные модели супервизии в системных расстановках вы знаете?

Модуль 9.

Личная и групповая терапия в методе и семейные расстановки для получения опыта клиента, заместителя и ассистирования в рекомендованных клиентских группах. (118 ак.ч.)

Для углубления профессиональных компетенций слушателей в программу включены личная и групповая терапия в методе «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование), которая предусматривает участие слушателей в качестве заместителей и ассистентов на клиентских группах преподавателей для получения личного опыта и практики работы с клиентами и личная терапия у сертифицированных личных терапевтов в методе. В течении обучения каждый слушатель должен провести в качестве терапевта минимум четыре собственные работы с клиентами под супервизией преподавателей и сделать минимум пятнадцать собственных клиентских работ, которые необходимо описать в дневнике личной терапии.

В процессе личной терапии для самоисследования, вам, как клиенту, необходимо составить (нарисовать) геннограмму вашего рода. Обязательно должны быть сделаны семейные расстановки Вашей родительской семьи, Вашей нынешней семьи, Вас и родительской семьи вашего отца, Вас и родительской семьи матери. Темы для дальнейшей личной терапии определяются Вами совместно с Вашим личным терапевтом. Необходимо вести дневник о ходе личной терапии. Он будет использован во время личной терапии. В случае необходимости дневник может быть запрошен супервизорами Программы. Информация о ходе процесса личной терапии является конфиденциальной.

Примерная форма отчета для дневника личной терапии клиента:

Дата:

Терапевт:

Запрос, с которым пришел клиент на сессию:

Эмоциональное и телесное состояние у клиента, до личной терапии (расстановки):

Основная тема, с которой работали:

Какие важные динамики были обнаружены в расстановке:

Итог работы:

Эмоциональное и телесное состояния у клиента, после расстановки:

Есть ли домашнее задание от вашего личного терапевта:

Какие дополнительные темы выявила проведенная работа:

В дневнике нужно оставить место для возможных замечаний, комментариев, осознаний, которые могут возникнуть позже.

Модуль 10.

Демонстрация самостоятельных работ слушателями программы, очная супервизия и итоговая аттестация. (64 ак.ч.)

Демонстрация самостоятельных работ участниками программы и супервизия их работы преподавателями-супервизорами.

Реализация системных, расстановочных принципов в различных контекстах и в повседневной работе участников обучения.

Работа с терапевтическим стилем системного терапевта (консультанта).

Участники делают самостоятельные работы с клиентами, а тренеры-супервизоры дают супервизию их работы.

Очная супервизия в группе предполагает демонстрацию слушателем программы обучения «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и семейные расстановки» приобретенных им умений и навыков практической работы с клиентом с использованием основных приемов и техник системного консультирования и самостоятельного ведения семейной расстановки с целью:

· Определение уровня владения слушателем программы основными приемами и техниками Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и семейных расстановок.

· Выявление возможных затруднений и «слепых пятен» в самостоятельной работе слушателя с клиентом.

· Обратная связь от преподавателей-супервизоров с рекомендациями для устранения слушателем возможных затруднений.

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Слушатель должен уметь установить с клиентом терапевтический (консультационный) контакт и прояснить запрос клиента. В случае необходимости помочь клиенту сформулировать или переформулировать запрос.

2. Слушатель должен продемонстрировать умение собирать информацию о системах клиента, в соответствии с его запросом и необходимую для проведения семейной расстановки.

3. Слушатель должен продемонстрировать умение видеть и уважать границы клиента, его систем, ресурсов и возможностей для изменения. В случае отказа от проведения работы с клиентом, аргументировано объяснить причину отказа.

4. Слушатель должен иметь собственное мнение о личности и состоянии клиента, о той ситуации, в которой он находится, о возможном значении событий жизни клиента и других его системы для сложившегося положения дел. Во всём этом ему желательно опираться на концепции системно-феноменологической психотерапии (консультирования). Допустимо использование представлений, взятых из других признанных психотерапевтических (консультационных) школ и культурно-исторического наследия. Недопустимо использование обывательских суждений и предрассудков.

5. Слушатель должен уметь вести семейную расстановку и продемонстрировать умение видеть сигналы, идущие от заместителей, от клиента и из расстановки в целом, управлять процессами, возникающими в ней и в случае необходимости прервать расстановку.

6. Слушатель должен уметь распознавать личные и системные динамики, которые проявляются в расстановке клиента и в случае необходимости указать на них и прокомментировать их для клиента.

7. Слушатель должен видеть и уметь использовать личные и системные ресурсы в расстановке клиента и за ее пределами, чтобы привести расстановку к разрешающему образу. Продемонстрировать разрешающий образ клиенту и в случае необходимости продолжить с ним работу, введя в расстановку самого клиента.

8. В ходе семейной расстановки сохранять ориентацию на решение проблемы клиента, не подменяя её своими собственными задачами. Держать в поле зрения всех заместителей и самого клиента, не выпускать из виду его состояния и суметь оказать ему помощь в снятии чрезмерного эмоционального напряжения.

9. Слушатель должен уметь своевременно заметить своё замешательство или повышенную эмоциональную реакцию на события в семейной расстановке. Найти способы устранения этих своих проявлений или прекратить расстановку, найдя благовидный предлог для такого решения.

10. Слушатель должен продемонстрировать умение укладываться во временные рамки, отведенные для работы с клиентом.

11. Слушатель должен уметь различать своё мироощущение и мировоззрение от мироощущения и мировоззрения клиента. Т.е. избегать эгоцентризма.

12. Слушатель должен уметь прокомментировать шаги, которые он предпринимает в семейной расстановке и при необходимости объяснить сделанные шаги клиенту и преподавателям-супервизорам.


После выполнения всех требований программы участники сертифицируются, как специалисты семейной расстановки с внесением в список сертифицированных семейных расстановщиков и получают право безвозмездно использовать в своей профессиональной деятельности названия Расстановка®, при соблюдении ими этических и профессиональных норм.

ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free