Архетипы древнегреческих богов и анализ жизненных сценариев в партнерстве

Магизова Гузель

Соприкасаясь с глубинным, архетипическим слоем коллективного бессознательного в каждодневном — строя отношения, добиваясь признания, переживая потери и победы, проживая кризисы — мы, на мой взгляд, не до конца используем один важный ресурс. Осознанность.

Что-то очень важное остается Фоном. И потребности, которые последовательно привлекают наше внимание, наши устремления, удовлетворяясь, в той или иной мере, словно «затмевают» Фон. Архетип древнегреческих богов формировался вокруг ведущей потребности, которая словно становилась их символом. Так Деметра стала олицетворением материнства и плодородия, Зевс — символом власти и целеполагания, Афина — мастерства, Посейдон — скрытых подводных ресурсов, Артемида — самоопределения, Гестия — внутренней силы.

Фоном выступают те самые семейные динамики, причудливо переплетаясь в жизнеописании пути героев мифов, определяя характер и выделяя ключевые переломные моменты судьбы того или иного персонажа. Как отмечает Пьер Солье «объективная психика» Юнга, которую он также называет «коллективным бессознательным», состоит из архетипов и является не чем иным, как нашей собственной психической объективной реальностью, которая воплощаясь в человеке, приводит к тому, что Юнг называет личным или индивидуальным бессознательным. Соответственно, внутренне присущими являются не образы, а просто потенциал для их реализации, который актуализируется в контакте с физической реальностью — конкретными матерью и отцом.

Обращаясь к архетипам, мы способны открыть качественно иное развитие удовлетворения наших жизненных потребностей, иное развитие собственной судьбы, нежели предопределено, следуй мы им бессознательно в собственной семейной истории.

Стерлинг указывает на то, что есть основание полагать, что субъективность отдельных людей может быть переплетена на очень глубоких уровнях. Это шаг вперед к пониманию тех феноменов, которые объединены под общей рубрикой «трансперсональное переживание. И если бы общение и взаимодействие с другим человеком происходило только на вербальном (словесном) уровне — нам пришлось бы закрывать глаза на многочисленные факты человеческого взаимодействия, которое описываются как то: — «понимают без слов», «я его чувствую», «предчувствие» взаимодействие младенца с матерью, взгляд отца на первые шаги сына и т.д. Мы говорим друг с другом не только мыслями, облеченными в слова и произнося их вслух. Мы разговариваем друг с другом всем своим существом, каждым шагом, поступком и прикосновением. Иногда эти языки рассогласованны и причиняют страдания, но в то же время дают возможность оставаться в автономности и развиваться. Иногда удивительным образом идентичны и узнаваемы и тогда появляется ощущение единства и слияния, но могут стать причиной стагнации отношений, тупика развития.

Отделяясь от проекций, выходя из неосознаваемых переплетений и смещений в партнерстве, мы получаем новый шанс дифференцироваться и соприкоснуться с собственной Самостью.

По словам К.Г. Юнга, мифы являются коллективными снами, также как сны — индивидуальными мифами.

Разбирая с парами семейную историю нуклеарной и родительской семьи можно выйти на уровень семейных сценариев. И с этого уровня взгляд на отношения пары, динамику их развития, кризисы и потенциал обретает более целостный и объемный вид.

Каждый партнер подчиняется одновременно двум динамикам, двум силам. Внутренним побуждениям, которые в свою очередь определяются архетипами персонифицированными в образах древнегреческих богов. Внешним силам, определяемыми ролями, ролевыми ожиданиями и притязаниями в партнерстве в соответствии с принятыми и одабриваемыми в социальном окружении пары гендерными стереотипами. Как только партнеры начинают осознавать такие влияния, это знание становится ресурсом развития отношений. Перед партнерами открывается путь к освобождению от влияния семейных сценариев, содержащих в себе деструктивное решение и становится возможным осознанное развитие собственной Самости.

Литература:

1. Джин Ш. Болен. Богиня в каждой женщине.

2. Джин Ш. Болен. Боги в каждом мужчине.

3. Джеймс Холлис. Грезы об Эдеме в поисках доброго волшебника.

4. Н.И. Олиферович, Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина. Терапия семейных систем.

5. Ненси Дж. Догерти, Жаклин Дж. Вест. Матрица и потенциал характера. С позиций архетипического подхода и теорий развития. В поисках неиссякаемого духа.

6. Пьер Солье. Мифоанализ.

Гузель Магизова, магистр специализация «семейная психология», директор Уфимского центра психологического консультирования и системных решений, системный терапевт, сертифицированный по семейным, структурным расстановкам, расстановкам в индивидуальном сеттинге, гештальттерапевт, эриксоновский гипноз.
ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free