Расстановки для успеха расстановок

В данной статье речь пойдет о том, как одна простая идея Берта Хеллингера существенным образом изменила мою практику. Теперь я в самом прямом смысле слова иначе смотрю на расстановки.

Речь идет о простой идее успеха, который, по Хеллингеру, заключается в том, что внутреннее движение переходит во внешнее. Он говорит, что это звучит совершенно очевидно, однако я думаю, что эта идея затрагивает ядро расстановочной работы, так как клиенты часто приходят на расстановки, ощущая блокировку в реализации каких-то практических вещей в своей жизни.

Мне всегда было интересно, почему у одних клиентов после расстановки было движение вперед, то есть они добивались успеха, а другие нет. Почему? Может, это был просто не тот момент, или ведущий был недостаточно компетентен, или речь шла о чем-то совсем другом? Чтобы об этом узнать, нужно, конечно, оставаться в контакте с клиентами после воркшопа и спрашивать, что у них происходит. Это может заставить нас еще раз задуматься о понимании нашей роли, о чем я еще буду говорить ниже.

В хеллингеровской концепции успеха есть один совершенно практический аспект - выражение во внешнем мире. Примерно половина моей расстановочной практики происходит в Китае, где клиенты часто спрашивают, как извлечь из расстановки какой-то урок, какую-то пользу для своей повседневной жизни. Китайцы очень практичные люди! Так, последователи зародившегося в Китае чань(дзен)-буддизма разработали боевые искусства, чтобы видеть совершенно конкретные плоды внутреннего процесса.

Я обратил внимание на то, что некоторые клиенты делают расстановки без видимой для себя пользы или один раз принимают участие в воркшопе и говорят, что им это, похоже, ничего не дало. Я начал по-новому смотреть на систему расстановки, не на семейную или организационную, а на «систему исцеления». В эту систему входят клиент, его расстановка и его реальная жизнь. Расстановка может быть та, которую он сделал, возможно, уже несколько лет назад. Теперь мы можем расставить, что случилось с «успехом» после расстановки. Использование такой «системы исцеления» имело далеко идущие последствия для моей практики, поскольку позволило включить в поле зрения более широкий контекст. Там, где есть более широкий контекст, больше места «на экране» для других аспектов. В этой «системе исцеления» я ставлю исходную расстановку в другую расстановку, чтобы посмотреть на нее с другого ракурса, наверное, как с более высокой точки наблюдения можно увидеть не только отдельное дерево, но и часть леса.

Эта концепция ставит под вопрос идеи о том, что расстановки - это «магия» или «только для души». Я заметил, что люди, считающие расстановки чем-то магическим, часто не способны интегрировать расстановку в свою жизнь. Да и как можно переварить что-то столь необычайное и волшебное? Я пришел к выводу, что в расстановке нужен определенный баланс, безопасность и заземление, чтобы мы могли ее интегрировать и чтобы она могла оказать на нас целительное действие.

Насколько полезен такой подход? В первую очередь, клиентам нравится, что целительное действие прежних расстановок сохраняется. Расстановка часто говорит такие слова, как: «Я здесь и всегда буду здесь, я просто жду, пока ты будешь готов». Становится очевидно, что с завершением воркшопа расстановка не заканчивается, а только начинается. Клиент может к ней вернуться, и расстановка даже может помочь ему это сделать.

Несколько примеров

· Клиент сказал, что у него есть ощущение блокировки, что в его жизни не происходит движения вперед. Ставя свою последнюю расстановку, он расположил ее между собой и своей жизнью. Когда он попробовал поставить расстановку за собой, у него появилось ощущение, что теперь он может двигаться вперед.

· Мужчина сделал уже много расстановок и все они были поразительные, однако основная тема как была, так и осталась. Мы посмотрели на его отношения с его расстановками и он обнаружил более глубокую тему, а именно, что быть частью своей семьи он мог только не выздоравливая, и это привело его к первой успешной расстановке.

· Женщина чувствовала себя отрезанной от своей расстановки, тогда я ее прервал и пригласил клиентку посмотреть на ее отношения с расстановкой. Она согласилась. Мы сразу начали новую расстановку, и тут она сама и ее заместительница почти одновременно сказали: «Я хочу знать практические шаги к исцелению». Заместитель практических шагов дал ей советы, о которых она просила.

· Клиентка, которая сделала две расстановки, жаловалась, что не чувствует никакого прогресса, что в ней по-прежнему слишком много мужской энергии из ее семьи и это сказывается на ее браке и роли матери. При этом мы отметили, что она перестала одеваться в темное, что теперь у нее более светлая одежда и более женственный стиль. Она сделала расстановку, элементами которой стали ее расстановка и ее реальная жизнь. Она поставила себя за своей расстановкой, перекрыв таким образом себе возможность смотреть на жизнь. Увидев это, она почувствовала тяжесть и уныние. Мы заметили, что это было так же, как в расстановке ее родной семьи, где она пыталась нести своих родителей. Мы поставили еще заместительницу для той ее части, которая теперь носила более светлую одежду, а та выбрала место перед расстановкой, откуда она могла смотреть на свою реальную жизнь. Посмотрев на свою более женственную часть, клиентка улыбнулась и почувствовала облегчение. Теперь было ясно, какого прогресса она уже добилась и с чем еще ей нужно разобраться.

· Мужчина хотел сделать расстановку, но не знал, почему. Он даже не представлял себе, какой могла бы быть тема. Он сказал, что такое бывало и раньше. Мы обратили внимание на тот очевидный факт, что его тело привело его сюда и что в этом должно что-то быть. Я попросил его выбрать двух заместителей: одного для него самого, а другого для возможности будущей расстановки. Эта «возможность» привела нас к теме – потерянной сестре и последствиям потери.

Такой подход позволяет клиентам установить контакт с их расстановкой и при этом выясняется, что эти отношения часто напоминают отношения с их семьей, когда они, например, отворачиваются от своего будущего и смотрят назад на своих предков. А иногда расстановка просто становится следующей темой или симптомом и целительного действия не оказывает.

Другие последствия работы с «системой исцеления»

Когда начинаешь работать на этом другом уровне, это имеет определенные последствия. Особого упоминания заслуживают три из них.

1. Мне стала гораздо яснее моя роль как ведущего. Теперь я с уверенностью могу сказать, что я здесь не целитель. Целитель – тот, кто приходит на семинар. Теперь я говорю об этом еще более открыто, благодаря чему работа приобретает дополнительную силу. Благодаря большей ясности относительно моей роли, я могу проще и увереннее оставаться в контакте с клиентами после расстановки. Теперь я провожу с клиентами после их расстановки пару ритуалов, чтобы выразить уважение нашим ролям и яснее видеть друг друга.

2. Для ведущего не менее, чем для клиентов, важно ясно видеть отношения с расстановкой. Благодаря этой новой перспективе мне легче распознать, где я сам стою у себя на пути, когда я, может быть, хочу быть правым или когда во мне говорит мое эго. В принципе, это происходит из-за того, что я нахожусь не на своем месте в этой большей системе. Тем самым я вмешиваюсь в систему клиента и беру на себя роль, которая не приносит пользы, даже когда расстановка давно уже закончена и когда я не поддерживаю явной связи с клиентом. Это имело последствия для моего здоровья и отношений. Если клиент приходит с темой, связанной со здоровьем, то наши собственные темы здоровья в связи с расстановочной работой становятся для нас указателем пути. Этот указатель помог мне подвергнуть проверке и изменить мою практику и помогает мне сохранять мое подлинное место в большей системе. Теперь я регулярно сканирую энергии моего тела, чтобы увидеть, какие энергии я беру из расстановок и как они сказываются на моих органах. Мне кажется разумным работать с этими энергиями и не ждать, пока появятся симптомы.

3. В моей практике эта бóльшая система исцеления состоит из самой расстановки, меня как ведущего, клиента и его системы, нездоровых энергий, которые я «подхватываю» в работе, и того, что есть – еще это можно назвать большим неизвестным. Это помогло мне прийти к большей ясности в моих отношениях с тем, что есть, и я начинаю все больше и больше понимать про отношения того, что есть, моего здоровья и успеха клиентов, которые благодаря расстановке добиваются прогресса в жизни.

Теперь, кажется, все. Я начал с рассмотрения того, как функционируют расстановки и как они могут быть успешными для клиентов. Это привело меня к целенаправленным отношениям с большим неизвестным в ежедневной практике и в расстановочной работе. Это одна большая система.


Дэвид Мэйтс, 1955 г.р., англичанин, ведет терапевтическую практику в Сиднее, Мельбурне, Гонконге и Китае. Работал с европейцами, африканцами, индейцами и китайцами, при этом, по его ощущению, на него в равной степени влияют идеи Берта Хеллингера, гештальт-терапия и дзен-буддизм. Член Международной ассоциации системных расстановок ISCA.


[1] Оригинал статьи был опубликован в журнале “Praxis der Systemaufstellung” (2/2010).


ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free