Как отличить профессиональную системную расстановку® от расстановочного шоу

Бурняшев Михаил

Для многих клиентов, которые хотят сделать для себя системную расстановку, сейчас велик риск нарваться на непрофессионалов и потратить свое время и деньги впустую, а иногда такие непрофессиональные расстановки могут нанести клиенту серьезный вред, например, вызвать ретравматизацию.

Отличить расстановочное шоу от профессиональной системной расстановки не сложно, если понимать системные принципы ее работы. Системная расстановка — это разновидность системы, называющейся свободно выбранным союзом. В ней есть три уровня иерархии: Клиент и Расстановщик (Терапевт), Заместители, Наблюдатели в группе.

Клиент и Расстановщик (Терапевт) находятся на высшем системообразующем уровне иерархии. Системной расстановки не существует если нет любого из этой пары. Расстановка не возможна без клиента и не возможна без расстановщика (терапевта). Модели и образы с более высоких уровней расстановочной системы смещаются и переносятся на более низкие уровни, поэтому на заместителей и на наблюдателей в группе могут смещаться как модели (образы) клиента, так и расстановщика. Так же происходит в семье и в роду, родители задают и демонстрируют определенные модели, а дети их воспроизводят, как модели матери (а также предков матери), так и отца (а также предков отца).

Второй уровень расстановочной системы — это заместители, именно на заместителей клиент осознанно и направленно смещает роли (мать, отец, клиент и т.д.) и образы отношений в семье, роду, организации из разных областей своей памяти (бессознательного или души). Заместители, на которых клиентом смещены определенные роли и образы отношений, могут почувствовать и описать феномены этих ролей и их можно наблюдать в пространстве расстановки как в зеркале. С помощью заместителей в расстановке можно видеть содержание определенных областей (слоев) бессознательного (памяти) клиента. Сам феномен смещения или переноса ролей и чувств давно известен в жизни, он хорошо изучен и используется в психоанализе, но там перенос происходит неосознанно и специально не направляется на психоаналитика. В системной расстановке мы используем осознанный (т.к. клиент осознает роль, которую он смещает на заместителя), направленный (т.к. роль смещается на конкретного заместителя), добровольный (т.к. сам заместитель добровольно предоставляет клиенту возможность сместить на него определенную роль), групповой (т.к. смещение происходит не на одного человека, а на группу заместителей) перенос или смещение.

Но важно понимать, что на заместителей могут быть смещены также роли и образы из бессознательного расстановщика, а иногда, при определенных форматах работы, и из бессознательного заместителей. Поэтому для того, чтобы в расстановке отображались только образы самого клиента, а не расстановщика или заместителей, расстановщик должен находиться в позиции нейтральности, соблюдать определенные правила ведения системной расстановки и следить, чтобы заместители только описывали чувства и телесные ощущения, относящиеся к смещенным на них ролям и образам клиента, а не интерпретировали их, не давали оценок происходящему в расстановке, не действовали по своему усмотрения, а двигались очень медленно, следуя не за собственными идеями, а лишь за внутренними движениями из системы клиента.

Третий, нижний уровень системы, это наблюдатели или участники группы, из которых клиент выбирает заместителей на роли членов своей системы.

Если перед вами профессиональная системная расстановка, то в ней клиент сам определяет цель работы и желаемый для него результат в жизни. Клиент сам выбирает заместителей на роли («клиент», «мать», «отец», «сын», «дочь», «симптом», «чувство», «цель» и т.д.) и сам смещает на них «проблемные» и другие образы из своих систем (нынешняя, родительская семья, парные отношения, род, организация, профессиональная система и т.д.), а затем сам расставляет эти образы с помощью заместителей в пространстве. По необходимости сам выбирает и добавляет в расстановку новых заместителей. Фокус внимания расстановщика в профессиональной системной расстановке преимущественно находиться на клиенте и на том, как клиент воспринимает происходящее в расстановке. Расстановщик способствует тому, чтобы с помощью системной расстановки клиент сделал несколько шагов в направлении желаемой цели или пришел к ней с тем, чтобы потом он мог воспроизвести этот образ или шаг к цели в своей собственной жизни. Клиент все время находится в центре внимания расстановщика-терапевта, а расстановка лишь вспомогательный инструмент (зеркало), чтобы клиент мог воспринять и увидеть образы (модели) своего бессознательного (души) и изменить их в желаемом для него направлении. Системная расстановка работает как система биологической обратной связи (БОС).

Цель работы в системной расстановке определяет только сам клиент, расстановщик-терапевт лишь помогает ему эту цель прояснить или найти, т.к. только клиент является экспертом по своей собственной жизни и только он имеет прямой доступ в свое бессознательное (память), к образцам (моделям, сценариям) своих систем. Расстановщик доступа в бессознательное (память) клиента не имеет, т.к. он не принадлежит к системам клиента, он видит и воспринимает образы клиента, смещенные самим клиентом на заместителей в расстановке, группу в целом и себя лично.

Если перед вами расстановочное шоу, то основной фокус внимания расстановщика на происходящем в самой расстановке, на наблюдателях расстановки, участниках группы, клиент в этом случае как бы уходит в тень или ему отводиться роль наблюдателя за происходящем в расстановке. Цель работы определяет расстановщик или она не определяется вообще — это так называемая работа без запроса. Такой расстановщик как не добросовестный таксист, который пользуясь тем, что клиент не знает точного адреса, катает его по местности, якобы для поиска нужного места столько, сколько считает нужным или вообще везет клиента в своем направлении, но деньги при этом за извоз берет. Задача расстановщика-шоумена не привести клиента к его цели, а оказать впечатление на участников группы, чтобы те пришли еще раз на его шоу и заплатили деньги. В расстановочных шоу заместителей на роли часто выбирает сам расстановщик, это приводит к тому, что на заместителей смещаются образы из личных и профессиональных систем расстановщика, если в случае работы с семейными системами, это еще хоть как-то срабатывает, т.к. клиент параллельно с расстановщиком все равно может смещать на выбранных заместителей образы из собственных систем, то в случае работы с абстрактными элементами (например, симптомами или целями) искажения многократно усиливаются. Это приводит к получению искаженной информации от заместителей в расстановке, т.к. они несут на себе два смещенных образа — один от расстановщика, другой от клиента. В случае, когда расстановщик еще и заместителей сам ставит, то его личный образ в расстановке начинает доминировать над образом клиента, в этом случае заместители описывают феномены, относящиеся к системе расстановщика и сама работа отражает то, что происходит в воображаемой системе расстановщика, которую он неосознанно, а иногда и сознательно, навязывает клиенту. Если клиент принимает происходящее в расстановке за чистую монету и доверяет расстановщику, то такой «образ-решение» попадает в его сознание, но подобный «образ-решение», полученный из расстановочного шоу, имеет мало общего с реальными фактами, происходящими в системах клиента, и попытка клиента интегрировать полученный «образ-решение» в реальную жизнь обычно терпит неудачу. Это связано с тем, что в расстановке, как в зеркале отражается не территория клиента, а территория расстановщика или смесь этих территорий.

Еще более опасные феномены происходят тогда, когда расстановщик в образ семейной системы, расставленный клиентом, вводит новые фигуры, не называя их для клиента и группы. В этом случае расстановщик может неосознанно или сознательно сместить на эту фигуру все, что ему заблагорассудится, а потом назвать эту фигуру «мамой», «папой» или «бабушкой клиента» и его смещение будет иметь большой вес, т.к. он находиться на высшем системообразующем уровне расстановочной системы, как и клиент. А если клиент доверчив и не относится к происходящему в расстановке с долей критики, то этот образ с неназванной фигурой из расстановки может попасть в его подсознание и тогда в образе семейной системы клиента появляется «троянский конь» из системы расстановщика. Этот эффект может усилиться, если по отношению к этой фигуре в расстановке ведущий просит сделать определенные действия, например, чтобы другие фигуры в расстановке, включая самого клиента, поклонились введенной им фигуре или приняли ее в свою систему, через произнесение фразы: «Теперь ты принадлежишь к нам», или если расстановщик ставит эту фигуру на более высокое иерархическое место по отношению к другим членам семьи и просит их сказать: «Мы даем тебе место «бабушки» в нашей семье». Это опасно, т.к. есть немалая вероятность, что «бабушка» окажется «серым волком». Это может приводить к путанице в жизни клиента или к неосознанной попытке клиента ввести эту фигуру в собственную семейную систему в реальной жизни. Подобным же образом действуют гипнотические внушения (помните время, когда «гипнотизёры» в нашей стране собирали на свои шоу концертные залы), но в случае расстановочного шоу подобные внушения завуалированы под мнимую «бабушку» или неназванную фигуру в расстановке, что гораздо более опасно, т.к. это действует на скрытом уровне. Если расстановщик недобросовестный (а сейчас расстановки с целью заработать легкие деньги берутся делать различные псевдоцелители, «шаманы», «колдуны», «экстрасенсы», которые зачастую работают с разными силами и духами из нижних миров), то в виде подобной фигуры в вашу расстановку могут поставить и самого «расстановщика» и «черта рогатого», для того, чтобы попытаться получить контроль над вами, вашей семьей, а самое главное над вашими ресурсами на полуосознаваемом уровне.

Есть еще один опасный феномен, присущий «новым семейным расстановкам» и движениям духа, это когда наблюдатели из зала сами вовлекаются в расстановку или расстановщик активно предлагает им делать это. Здесь важно понять, как это работает. Любой человек может сочувствовать или вступать в резонанс с происходящим вокруг него в реальном мире. Это происходит в театре, на стадионе и в других местах, но в театре или на стадионе вы реально осознаете, в чем вы участвуете. В случае, когда в расстановочное поле, кроме заместителя клиента, ведущим расстановки добавлено несколько неназванных фигур, они-то и зададут проигрываемый в расстановке сценарий, но вы можете думать, что происходящее в расстановке относиться к клиенту, т.к. его заместитель ставиться первым. Помните, то что проявляется в расстановке, попадает в нее из бессознательного участников, в первую очередь от ведущего и клиента, но и от заместителей, если их много. Поэтому влияние заместителя клиента в расстановке очень быстро сходит на нет, если ведущий добавляет в нее много «безымянных фигур» или они сами добавляются в расстановку. Если вы, будучи наблюдателем, включаетесь в расстановку в качестве участника, то по факту вы не знаете во что вовлекаетесь. А если у ведущего расстановки есть не решенная детская травма, если он в своей жизни ответственен за гибель и травматизацию других людей (например, сам был участником боевых действиях), если его предки или те, кто его вырастил, являются военными преступниками (например, нацистами, работниками карательных органов и др., ответственными на убийства и муки большого количества людей), если у него скрытое пограничное расстройство или определенная мания или фобия, то в расстановочном шоу могут проявится разные «странные» сценарии, например, войны, насилия, мучения, зачастую относящиеся к далекому прошлому, поклонения разного рода «божествам», «силам», «космической энергии» и т.д. Участвуя в подобных сценариях вы отдаете в них свои жизненные силы, которые идут не на помощь клиентам, не на решение их реальных проблем, а на поддержание тщеславия ведущих расстановочных шоу и энергия группы прямиком сливается в системы расстановщика или «нижние» миры к тем «духам», а правильнее сказать бесам, стоящим за ведущими таких шоу. При этом все это сдабривается разговорами о любви, прошлых жизнях клиента и совершенных в них «грехах» или плохой карме, о различных «чудесных» исцелениях, о магической или космической энергии, действующей в расстановке данного ведущего и т.д.

Ниже приводятся основные пункты, по которым вы можете отличить профессиональную системную расстановку, от расстановочного шоу:

• Запрос клиента отсутствует или игнорируется.

• Расстановка идет не в направлении цели определяемой клиентом, а в направлении цели определяемой ведущим, либо в направлении, сознательно или бессознательно определяемой заместителями.

• Заместители выбираются и ставятся не клиентом, а ведущим или самоназначаются и самоопределяются.

• Как канал получения информации используется только канал общих образов расстановки, другие каналы получения информации игнорируются.

• Образы из расстановки интерпретируется и корректируется исключительно ведущим, а клиент пребывает в состоянии пассивного наблюдателя.

• Контроль за работой заместителей со стороны ведущего отсутствует.

• Добавляемые в образ расстановки новые фигуры не называются, что позволяет поставить в образ расстановки клиента, любую фигуру не относящуюся к системе клиента, например, препятствие или «троянского коня».

• Стиль ведения расстановки с использованием скрытых манипуляций («Если ты не принимаешь ведущего расстановки, то ты не принимаешь свою маму или папу»), позволяет расстановщику встать на более высокую ступень иерархии по сравнению с клиентом и получить над ним власть.

• Использование «движений духа» уводит расстановку на глубокие слои коллективного бессознательного, изменить которые клиент не в состоянии и связь с которыми чаще всего имеет отрицательное воздействие на клиента.

• Использование состояний «коллективного транса» для перенаправления групповой энергии и энергии образа расстановки в системы, не относящиеся к клиенту.

Что делать, если вы попали на расстановочное шоу и после него долго не можете вернуться к своей обычной, нормальной жизни? Супервизия клиентского случая хорошо раскрывают всевозможные расстановочные злоупотребления и показывает пути решения. Поэтому если вы сами или кто-то из ваших знакомых попали в подобную ситуацию и не можете из нее выйти, обращайтесь к профессионалам, например, в Институт консультирования и системных решений (ИКСР).

© Михаил Бурняшев, к.п.н., член-корр. МАПН, директор ИКСР, руководитель модальности (направления) Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и системные расстановки® в Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ППЛ), директор Института консультирования и системных решений (ИКСР).


ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free