Панические атаки — болезнь или боязнь роста

Минакова Рената

Главной особенностью панического расстройства являются повторяющиеся приступы сильной тревоги (паники), которые не ограничиваются конкретной ситуацией. Неожиданно возникает интенсивный страх, потеря контроля, сложные физические симптомы: серцебиение, боль в груди, удушье, головокружение и чувство нереальности (деперсонализация, дереализация).

Панические атаки сопровождаются тремя основными страхами: страхом потерять контроль (упасть в обморок), страхом сойти сума, страхом смерти.

Патологический внутриличностный механизм, связанный с панической атакой, расщепляет личность по следующему принципу: с одной стороны, человек испытывает потребность в принадлежности, с другой стороны – потребность в автономии. Две эти сильные и энергетически заряженные потребности вселяют в человека страх перед собственным одиночеством и чувством привязанности к ближнему. Отсюда следует возникновение внутреннего конфликта, ядром которого выступает разлад между двумя эго-статусами личности. Эти два статуса малоизвестны самому обладателю и находятся в постоянной борьбе между собой, за лидерство и обладание своим визави.

Пребывание индивида в подобном состоянии можно метафорически сравнить с вождением автомобиля. Если быть точнее, с моментом, когда водитель осуществляет начало движения. Когда необходимо тронуться, автомобилисту сначала нужно медленно и плавно отпустить сцепление, и одновременно с этим постепенно нажать на педаль газа. Тогда машина начинает движение. Представим себе, что педаль сцепления – это принадлежность, а педаль газа – автономия. Если человеку необходимо двинуться в собственную жизнь, он должен постепенно отпускать то, с чем он сцеплен (семейные системные ценности, способы выживания принятые в семье, традиции, привычки, сценарии). Одновременно с этим «давить» на педаль саморазвития, независимого выбора, поиска собственных уникальных талантов и предназначения. Если вопросы принадлежности решены, то человек принимает свой род, национальность, религию и т.п. Тогда, опираясь на все то, что ему принадлежит, он постепенно обретает себя и личный смысл своей жизни. В случае с паническими атаками, индивид «нажимает на обе педали» одновременно. Происходит сбой. Конечно, представление об абсолютной автономии или принадлежности утопично и смехотворно. Именно поэтому человеку необходимо обрести равновесие между этими полюсами своей жизни. Равновесие и баланс между принадлежностью и автономией.

Системно-феноменологический подход, хорошо зарекомендовал себя в работе с паническими атаками. Пожалуй, это единственный метод, который эффективно решает вопросы, связанные с принадлежностью и включает в себя работу с принятием своего рода, наполнением ресурсами и возможностями всей семейной системы. Наряду с этим, метод позволяет увидеть и почувствовать неповторимость, идентичность, самоопределение и ответственность за самого себя.

Основные методы при работе с паническим расстройством:

1. Психообразование; Клиент получает адекватную информацию о стрессовой реакции с акцентом на физиологические аспекты.

2. Когнитивная реструктуризация; Техника оспаривания катастрофических интерпретаций.

3. Практика релаксационного дыхания и расслабления мышц; Клиент учится снижать напряжение в ситуации паники.

4. Интероцептивное воздействие; Способность самостоятельно управлять приступом.

5. Управление избегающим поведением; Мягкие интервенции, связанные с агорафобией.

6. Работа с ресурсными эго-статусами; Поиск ресурсных частей личности.

7. Работа с восстановлением утраченной принадлежности.

8. Опоры на обретение Я-концепции и поиск собственного пути.

Работа с паническими атаками требует экологичного отношения к клиенту и исследования семейной системы в целом, т.к. приступы могут быть связанны с тяжелыми семейно-родовыми динамиками.

Минакова Рената Юрьевна – практикующий клинический психолог. Расстановщик. Сертифицированный гештальт-терапевт. Сертифицированный травматерапевт. Супервизор. Специалист в телесно-ориентированной терапии. Автор и ведущая учебных программ и повышения квалификации в рамках следующих направлении: Основы Психосоматики. Психосоматика и ТОТ. Индивидуальное психологическое консультирование по Специальным проблемам. Основы интегративной травмотерапии.
ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free