ПОСЛОЙНЫЙ АНАЛИЗ СИМПТОМА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С АСТМОЙ

Барабаш Елена

Современная медицина согласна с тем, что психические переживания через механизмы стресса могут приводить к соматическим заболеваниям. Фактически индивидуум стоит перед выбором, как переработать негативные переживания: уйти в выдуманный мир, где этих переживаний нет (психотический путь) – или сбросить напряжение на тело (психосоматический путь).

Когда клиент сам приходит к психологу с симптоматическим запросом, он уже, как правило, подозревает, что его симптом связан с его психологическими особенностями. Сознательное отношение к симптому самого клиента и (или) его ближайшего окружения всегда негативно. Он хочет от него «просто избавиться».

Психотерапевтической ошибкой будет рассматривать симптом как отдельный, автономный феномен и пытаться от него избавиться, не осознав его значение для системы. Симптом ни в коем случае не должен атаковаться терапевтом напрямую. Такое устранение симптома часто приводит к психотической дезинтеграции клиента, отнятие симптома лишает его жизненно важного защитного механизма.

Работая с симптомом, нужно помнить: есть симптом – ищи исключенного человека, чувства или ситуацию.

Астма в этом контексте – типичный психосоматоз. Астматический приступ — это симптом, непосредственной причиной которого является спазм бронхиол. Согласно клиническим данным, такой локальный спазм может быть спровоцирован как воздействием специфического аллергена, так и эмоциональными факторами. Вещество, до какого-то момента вполне безобидное, может спровоцировать избыточный ответ иммунной системы, т. е. стать аллергеном, под воздействием сильного стресса. Майкл Леви назвал этот механизм «Фобия иммунной системы», потому что механизм его возникновения травматический и напоминает возникновение фобии: если при сильном стрессе рядом присутствует какое нейтральное вещество, оно может стать якорем, генерирующим угрозу. Соответственно иммунная система бросается на защиту. Плюс – собственно эмоциональная ситуация, которая может инициировать астматический приступ.

А если эта травматическая стрессовая ситуация – не одноразовая, а растянута во времени? Эмоционально недоступная мама, например? Тогда, помимо всего вышеперечисленного, в игру вступают вторичные выгоды.

Например, во время беременности, умер дед – отец матери. И у деда тоже была астма: он погиб во время астматического приступа, не было лекарства под рукой. Родился мальчик, но мама застыла в своем горе. Она заботится о сыне, но эмоционально не доступна для ребенка. Ребенок покрывается мочекислым диатезом, его лечат гормональными мазями, болезнь поднимается наверх, и мы имеем устойчивую астму. «Мама, я готов на все для тебя, только заметь меня». Иногда в расстановках в такого рода случаях можно заметить, что ребенок становится на место значимого для матери человека. Внимание и любовь матери нужны любой ценой. Не получая их, ребенок злится, а с другой стороны он боится потерять мамино расположение: психологические защиты помогают ему выжить.

Проходит время. Мальчик «перерастает» астму. То есть находится жизненная сила, чтобы справиться с болезнью. Он женится, естественно выбирая себе женщину, такую же эмоционально недоступную, как и мать. Их отношения портятся, и на фоне этого астма возвращается. Жена сидит в интернете, не реагируя на приход мужа с работы, зато, когда необходимо вызвать неотложку, она, наконец, отрывается от компьютера. Фоновые чувства мужа абсолютно такие же как и в детстве: боль, гнев, страх потери. Ссоры с женой вызывают ретравматизацию.

Как подходить к таким случаям? Как правило, негативные чувства по отношению к значимым старшим из детства вытеснены. Поэтому я начинаю с расстановки. При проведении расстановки, выставляя симптом отдельной фигурой, мы получаем дополнительную информацию о том, как клиент с ним взаимодействует.

Часто симптом оказывается многослойным. Это значит, что в расстановке сначала проявляются детско–родительские нарушения с родительской семье клиента, и мы видим, что симптом с этим связан. Но часто это не удается разрешить только на уровне родителей. Необходимо найти более глубокую причину эмоциональной недоступности родителей. Это бывает событие, произошедшее в семье на 2-3 поколения раньше рождения клиента. Тогда симптом самостоятельно покидает поле расстановки. Конечно, все, о чем я написала, это не правило, а общие тенденции. После такой расстановки сильные негативные чувства, владеющие клиентом, могут угаснуть.

Реакция на такую расстановку у клиента может быть не однозначная. Лояльность, а так же то, что к этой информации и этим сильным чувствам у клиента не было доступа, могут привести к отрицанию и обесцениванию. Далее нужно работать отдельно со вторичными чувствами, вызванными детской травмой и отдельно с выявленной системной динамикой. Может измениться картина родительской семьи, произойти переоценка отношения к родителям и их действий.

Для работы со вторичными чувствами хорошо подходят техники Эриксоновского гипноза, особенно 6-шаговый рефреминг, реипринтинг и т.д.

Параллельно можно и нужно работать с паникой во время приступа, и дисенсебилизировать известные аллергены, например, такими техниками как коллапс якорей, техникой быстрого лечения аллергии (НЛП). Но это после более глубокой предшествующей работы может и не потребоваться.

Таким образом, в работе с астмой как с психосоматозом, чрезвычайно важно уделить внимание вторичным чувствам клиента по отношению к значимым Старшим. Одна только расстановка без такой работы может и не сработать.

Методика работы схематично выглядит так:

а) Опрос. На каком эмоциональном фоне и в каком контексте впервые проявляется симптом.

б) Проявление связи актуальной эмоции с ранней детской травмой.

в) Сбор семейного анамнеза.

г) Симптомная расстановка.

д) Работа со вторичными чувствами (если необходимо).

Барбаш Елена Леоновна член профессиональной психотерапевтической лиги, сертифицированный НЛП-мастер, сертифицированный специалист по гипнотерапии, специалист по индивидуальной и групповой арт-терапии, сертифицированный ведущий системных расстановок.
ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free