Симптомы в ситуации «замещения»[1]

Бывают болезни, симптомы и другие проблемы, для которых, несмотря на подробный анамнез и обследования, не удается найти явных причин и которые не поддаются различным методам лечения.

Там, где традиционная медицина, психотерапия и другие классические формы терапии упираются в свои границы, дополнительные способы решения и исцеления – в том числе и именно при «устойчивых к лечению» симптомах - во многих случаях предлагает системно-медицинский подход. Я часто наблюдаю это в моей существующей с 1992 года и поначалу общей медицинской практике, основным направлением которой с конца 90-х годов стала системная медицина и семейная терапия. Поэтому в данной статье я хотела бы на типичных примерах работы с пациентами показать, как болезни и симптомы удавалось ослабить или вылечить путем устранения смешения контекстов, в частности лояльности к предкам.

В определенные периоды жизни и на определенных местах в семейной системе болезни и симптомы могут возникать в ситуации замещения и (бессознательного) взятия на себя «непрожитых жизней» предков или сиблингов.

При этом причиной «непрожитой жизни» может быть, например:

- ранняя смерть;

- потеря родителей/сиблингов/детей;

- болезнь / функциональное ограничение;

- расставание (бывшие партнеры), развод;

- потеря родины;

- упущенные возможности (профессиональные шансы);

- табуированные темы, семейные тайны;

- травмы различного генеза.

Системные взаимосвязи можно выявлять по-разному, в моей практике для этой цели, наряду с другими ориентированными на цель и фокусированными на решении методами, особенно эффективными оказались три следующих основных шага:

1. в предварительной беседе, где мы проясняем запрос и цели, на системно-активные скрытые подоплеки могут указывать уже типичные слова и формулировки, а также невербальные сигналы/чувства;

2. в следующем затем детальном сборе личного и семейного анамнеза, а также при составлении и обработке генограммы можно обнаружить возможные взятые на себя задачи по замещению и вместе с тем опции по решению;

3. системные расстановки в индивидуальном сеттинге и/или в группе помогают по-другому, в том числе пространственно, представить вызывающие или поддерживающие симптом/болезнь взаимосвязи и сделать их (а также решения) ощутимыми и доступными для восприятия на физическом и психическом уровне.

Особые открытия и возможности для изменения дает также анализ семейно-биографической генограммы с расшифровкой тех или иных «заместительских» задач пациента. Как показывает опыт, не случайны возраст, в котором у пациента возникают симптомы и он приходит на терапию, место в семейной системе, где это происходит, и сама симптоматика.

Показательны, в первую очередь, три семейно-биографических вопроса:

1. Почему у пациента именно сейчас, в этом возрасте существует проблема?

2. Почему именно так, с такой симптоматикой?

3. Почему именно здесь, на этом месте в семейной системе?

(по В.ф.Вайцзеккеру, Р.Адамашеку)

Анализ генограммы может помочь обнаружить необычно часто встречающиеся аналогии, относящиеся к возрасту и симптому. Кроме того, он выявляет взятые пациентом на себя «заместительские» задачи, которые следуют определенным закономерностям в том смысле, что, например, первые дети часто берут на себя задачи на уровне бабушек-дедушек, вторые дети – на уровне родителей и т.д. Такие «замещения» происходят гендерно-специфически и могут иметь отношение к предкам в их позиции и функции детей своих родителей, сестер и братьев в ряду сиблингов, мужей своих жен / жен своих мужей и родителей собственных детей.

Помимо трансгенерационно взятых на себя задач, бывают замещения и на горизонтальном уровне. Это значит, что (рано) «потерянные» сиблинги (в т.ч. абортированные) тоже регулярно замещаются с различной симптоматикой, в зависимости от того, были ли эти (единокровные, единоутробные) сиблинги по времени до или после пациента.

Благодаря устранению (в большинстве своем неосознаваемых) связей с членами семьи или их в самом широком смысле «непрожитыми жизнями», могут отступать или даже проходить болезни, симптомы и другие проблемы, например в партнерских отношениях, с детьми или в профессиональной жизни.

Проиллюстрировать это мне помогут следующие недавние примеры работы с пациентами:

1. 45-летняя пациентка, старший ребенок в семье, пришла ко мне с прогрессирующим ухудшением ситуации с астмой, которой она страдала уже несколько десятилетий. Предварительная беседа и генограмма свидетельствовали о возможной связи с ее бабушкой по отцовской линии, которая потеряла на войне мужа. В расстановке пациентка стояла справа от этой бабушкой и чувствовала с ней тесную связь.

- Включение дедушки,

- скорбь в связи с его потерей из позиции бабушки и

- возвращение бабушке и дедушке судьбы, которую она несла вместе с ними, позволили пациентке сначала занять «свое» место на расстоянии от них. Благодаря этому она смогла «перевести дух», и после расстановки – как у нее, так и у ее младшего (второго) сына – произошли заметные улучшения в отношении астматической симптоматики.

2. У одиннадцатилетней девочки (третья дочь) в четыре года начались «не поддающиеся терапии» страхи. Это был именно тот возраст, в котором ее бабушка по материнской линии в течение длительного времени находилась в травмирующей и вызывающей страх ситуации. Работа в расстановке с «более юным Я» бабушки, признание и возврат внучкой перенятой судьбы бабушки привели к тому, что страхи девочки заметно уменьшились.

3. У одиннадцатилетней девочки (вторая дочь) прекратились ночные «приступы» крика, после того как ее мать увидела в этом свою боль из-за потери (в том же возрасте) своей родины и нашла облегчение в рамках генограммной и расстановочной работы.

4. Мать десятилетнего мальчика (второго сына) после нескольких других попыток лечения пришла ко мне, чтобы системно рассмотреть уже четыре года имеющийся у него СДВГ.

В генограмме обратили на себя внимание следующие ранние потери, включение которых в расстановке было воспринято как улучшение:

- выкидыш в ряду его сиблингов,

- выкидыш в ряду сиблингов матери,

- дед по отцовской линии, который умер, когда отцу было шесть лет.

Показательно то, что симптомы появились у мальчика в шесть лет – именно в том возрасте, когда его отец потерял своего отца.

После этой системной работы в лучшую сторону изменилось поведение сына, кроме того, позитивные изменения были выявлены непосредственно после на ЭЭГ. От лекарственного лечения (риталин) удалось отказаться.

5. 35-летняя пациентка, у которой есть один младший брат, косила на правый глаз. Она родилась с этим пороком развития и, несмотря на множество операций на глазу в детском и подростковом возрасте, скорректировать эту деформацию не удалось. По прогнозу врачей, с этой проблемой ей «пришлось бы жить».

Особым событием в семейной системе оказалась потеря умершего в младенчестве старшего брата. На тот момент матери пациентки было столько же лет, сколько сейчас пациентке, около 35.

После того как в предварительной беседе и в генограмме этот брат получил свое место, в последующей расстановке и пациентка, и мать смогли его оплакать. После этого косоглазие пациентки полностью прошло и больше не возвращалось.

Вывод

Зачастую истинные «причины» болезней и симптомов становятся видны только в том случае, если выглянуть за пределы собственной биографии и посмотреть на всю семейную систему. При этом три семейно-биографических вопроса:

- почему именно сейчас?

- почему именно так?

- почему именно здесь?

могут оказать существенную помощь в обнаружении и упразднении взятых на себя «заместительств».

Я выбрала для пояснения приведенные примеры, поскольку они очень типичны и репрезентативны для множества других, казалось бы, неразрешимых проблем, которые возникают у ныне живущих взрослых, детей и внуков.

Анамнез и семейно-биографическая работа с генограммой снова и снова показывают, что у пациентов в точно том же возрасте появляются похожие или такие же симптомы, что и у их предков/сиблингов, которых они системно «замещают», причем обычно они ничего не знают об опыте и важных событиях в жизни соответствующих членов семейной системы.

Таким образом, системный подход (с использованием семейно-биографического анализа генограммы) таит в себе надежду на то и потенциал для того, чтобы обнаруживать контексты «не поддающихся терапии», «необъяснимых» симптомов и проблем и делать их доступными для процессов решения и исцеления. При этом данный подход замечательным образом синергетически комбинируется с другими терапевтическими методами.

Я вижу у себя в кабинете некоторых пациентов, чьи ортопеды/психотерапевты фрустрированы тем, что их компетентный и старательный труд не приводит к желаемым результатам. Часто только после снятия в системной работе болезненного мышечного напряжения и изменения особенностей осанки, ограничивающих опорно-двигательный аппарат, создается основа для успешной, стабильной (физио)терапии. Так и в работе с пациентами, у которых за плечами длительная «одиссея» походов по врачам, например в связи с необъяснимыми нарушениями сердечного ритма и т.д. и которые на приеме у кардиолога уже чувствуют себя «симулянтами», имеет смысл посмотреть, на каком месте в семейной системе возникала тема, связанная с сердцем или тяжелой потерей, и где кто-то остался неоплаканным.

В случае вынужденной бездетности, похоже, что на бессознательном уровне существует связь с женщинами в системе, которые либо умерли вследствие беременности/родов, либо потеряли ребенка, либо не могли в достаточной мере позаботиться о своих детях. У этих пациенток я наблюдаю внутренний раскол между желанием «непременно родить ребенка» и на другом (зачастую бессознательном) уровне – страхом этого. После обнаружения и размыкания соответствующих связей в судьбе многие пациентки спонтанно беременели, при том что осуществлявшиеся до этого инсеминации, гормональная терапия, ЭКО и/или ИКСИ оставались безрезультатными.

Этот ряд примеров можно было бы продолжить и дальше.

Подводя итоги, на основании моего многолетнего практического опыта могу констатировать, что системный подход в комбинации с семейно-биографической работой может открыть новые горизонты и оказаться целительным при следующих проблемах со здоровьем или житейских проблемах:

- боли и другие хронические, то есть часто повторяющиеся или постоянные проблемы, в частности головные боли или боли в спине, мигрени, астма или аллергии;

- физические симптомы, для которых (даже после интенсивной диагностики) не удается найти органических причин, например сердечные аритмии, проблемы с желудочно-кишечным трактом или с кожей;

- психосоматические проблемы, если они плохо поддаются психотерапевтическому лечению, например расстройства пищевого поведения или нарушения сна, страхи или депрессии;

- проблемы, связанные с семейными ситуациями, например в партнерских отношениях, вынужденная бездетность, нарушения поведения у детей, конфликты между поколениями и в лоскутных семьях;

- проблемы на работе и в профессиональной сфере.

Многие проблемы и болезни, возникающие сегодня (в том числе у детей), похоже, связаны с непереработанными, часто обусловленными войной событиями/травмами у родителей или у бабушек/дедушек.

В этой связи возникает интересный вопрос, в какой мере на возникновение и сохранение симптомов влияют эпигенетические факторы.

В довольно молодой области эпигенетики есть указания на то, что усвоенные и приобретенные качества, способности, опыт и т.д. через зародышевые клетки могут передаваться от одного поколения другому.

При этом сами хромосомы не изменяются, а оказывается влияние на то, какие фрагменты ДНК (генов) будут считываться, а какие нет. Эти процессы могут меняться – в зависимости от внешних влияний. Это значит, что гены представляют собой не жесткие структуры, что они сохраняют пластичность в течение всей жизни.

Это означает, что мы не обязательно должны быть «беззащитными» жертвами полученного от предков «приданого», но путем изменения опыта, стиля жизни и т.д., очевидно, можем сами оказывать влияние на свое здоровье и благополучие – с последствиями, в том числе, для следующих поколений.

Эпигенетическими процессами, возможно, объясняется и трансгенерационная передача симптомов и травм, а также другие необъяснимые прежде феномены, но в то же время и позитивное действие системной работы и других (психо)терапевтических методов.

Д-р мед., дипл. биолог Биргит Хиккей

birgit-hickey.de

Литература:

Adamaszek, R.: Familienbiographik. Therapeutische Entschlüsselung und Wandlung von Schicksalsbindungen, Carl-Auer-Systeme Verlag, 2001.

Sparrer, I.: Wunder, Lösung und System. Lösungsfokussierte systemische Strukturaufstellungen für Therapie und Organisationsberatung. Verl. Carl-Auer-Systeme 2001.

Spork, P.: Der zweite Code Epigenetik - oder wie wir unser Erbgut steuern können, rororo Vers. 2011.



[1] Оригинал статьи опубликован в журнале „Praxis der Systemaufstellung“ 1/2016.


ВСЕ СТАТЬИ

Марианне Франке-Грикш.
Системное мышление и системная работа в школе.

С 1964 года я работаю учительницей в начальной и средней школе. Опыт, который я приобрела за последние 12 лет, проводя семинары по семейной расстановке по методу Берта Хеллингера, дал мне знания, которые я с успехом могу применять и в школе.
Читать далее..

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Принято важное решение по вопросу о развитии «Системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и системных расстановок®» в России!
Читать далее..

Системная расстановка – поворотный момент в жизни.

Системная расстановка – поворотный момент в жизни. Даже одна системная расстановка может очень многое изменить в чьей-то жизни. Может даже и вовсе все перевернуть...
Читать далее..

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - книга-тренинг

Посвящается мужчинам и женщинам, жёнам и мужьям, любовникам и любовницам, мамам и папам, дочерям и сыновьям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам..
Читать далее..

Работает на Amiro CMS - Free